Краевой семинар Печать

17-18 февраля на базе Рубцовского машиностроительного техникума прошел краевой семинар заместителей директоров ССУЗов Алтайского края по воспитательной работе и студентов по самоуправлению «Студенческое самоуправление: инновации, проблемы и перспективы», в котором приняли участие 9 учебных заведений края:

  • ГОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»;
  • ГОУ СПО «Родинский медицинский колледж»;
  • ГОУ СПО «Рубцовский медицинский колледж»;
  • КГОУ СПО «Рубцовский музыкальный колледж»;
  • КГОУ СПО «Алтайский колледж информационных технологий»;
  • ФГОУ СПО «Рубцовский сельскохозяйственный техникум»;
  • ФГОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж»;
  • ФГОУ СПО «Алтайский строительный техникум»;
  • ФГОУ СПО «Рубцовский машиностроительный техникум».

Работа по студенческому самоуправлению в техникумах и колледжах велась и ведется давно, многие учебные заведения даже разводят такие понятия как соуправление и самоуправление, но суть не в этом. Сложный и противоречивый процесс реформирования социальной системы общества, смена идеологических постулатов, отсутствие модели воспитания молодого поколения оставили один на один образовательные учреждения в их целенаправленном воздействии на формирование личности студента.

Не секрет, что сегодня к нам приходят студенты, многие из которых социально пассивны, у них отсутствуют стимулы трудиться, хорошо учиться, овладевать профессиональными компетенциями. А рост преступности, наркомании, пьянства, сексуальная распущенность, поклонение денежному эквиваленту на фоне снижения веса многих духовных ценностей, вызывают серьезную тревогу за дальнейшую судьбу страны.

В этих условиях, как никогда, требуется объединение усилий заинтересованных сторон, и в первую очередь, педагогических коллективов ССУЗов, по организации работы органов студенческого самоуправления с учётом современных подходов и инновационных технологий. Семинар показал, что в техникумах и колледжах накоплен серьезный опыт в это направлении, который, несомненно, должен тиражироваться.

Отрадно, что в последние 2-4 года намечается тенденция к более активному включению студентов нового набора в социальную практику образовательных учреждений. В процессе анкетирования студентов-первокурсников 70% опрошенных на вопрос: Хотели бы ВЫ, наряду с учёбой, заниматься каким-либо интересным делом? – ответили положительно. А раз высказывается желание, надо, нам взрослым, предоставить возможности для этого.

Какие же реальные возможности для проявления себя существуют сегодня в учебных заведениях? Их достаточно:

  • Работа в структурах студенческого самоуправления;
  • Разработка и реализация студенческих социальных проектов;
  • Проведение Дней самоуправления;
  • Участие в исследовательской деятельности;
  • Работа в структурах студенческого самоуправления учит работать в команде, формирует корпоративную культуру, причастность к решению проблем общества.

Во многих учебных заведениях, в том числе и машиностроительном техникуме, это работа выстраивается в систему. И есть смысл говорить о соответствующей модели организации этой деятельности. Это позволяет учитывать особенности контингента, профессиональную специфику ССУЗа;

Участие в разработке и реализации студенческих социальных проектов:

  • Проект по повышению качества успеваемости студентов;
  • Школа гражданского становления и воспитания положительной мотивации к службе в армии «Вместе мы - сила»;
  • «Сердце отдаю людям» (по организации помощи и поддержки ветеранам войн и труда и социально незащищённым людям);
  • «Жизнь прекрасна и без допинга» (по профилактике нарко- и табакозависимости);
  • «День спортивного единения» (по формированию здорового образа жизни).
  • В Рубцовске эта технология активно работает и в медицинском, и в педагогическом колледжах.

Надо отметить, что «Управление культуры, спорта и молодежной политики», государственный благотворительный фонд «Развитие» оказывают реальную поддержку образовательным учреждениям города в реализации социальных студенческих проектов: - в ноябре 2009г. был создан молодежный банк ГБФ «Развитие», в который входят и студенты, к примеру, Рубцовского машиностроительного техникума.

«Молодежный банк» - это инновационная технология финансирования проектов на местном уровне через грантовые конкурсы, осуществляемая молодежью и для молодежи. В одном из грантовых конкурсов победил и проект студентки Рубцовского машиностроительного техникума Чевтаевой Юли о работе педотряда РМТ на детских площадках города, когда взрослые на работе.

Роль социального проектирования в реализации молодежных инициатив – несомненна.

  1. студенты привлекают внимание общественности к этой проблеме;
  2. пошаговая реализация проектов учит молодых людей находить ресурсы для решения проблем, определять круг участников, отрабатывать методику мероприятий.

Участие студентов образовательного учреждения в организации и проведении Дней самоуправления:

  • учебных занятий;
  • внеклассных мероприятий;
  • молодежных акций;
  • научной студенческой конференции;
  • дней администратора (деятельность студентов в качестве дублёров)

Основные направления исследовательской деятельности студентов:

  • социально-экономическое:
  1. «Мигранты на рынке труда г.Рубцовска»;
  2. «Лизинг на Алтайском тракторном заводе»;
  3. «Процедура банкротства на примере Рубцовского предприятия Метизный завод» и др.
  4. - профессионально-ориентированное:
  5. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий г.Рубцовска»;
  6. «Развитие предпринимательства в г.Рубцовске» и др.
  • краеведческое:
  1. «История Рубцовского машиностроительного техникума»;
  2. «История развития электротехнического отделения»;
  3. «Выпускники техникума-лауреаты Правительственной стипендии Российской Федерации»  и др.
  • нравственно-ценностное:
  1. «Отношение молодёжи г.Рубцовска к проблеме СПИДа»;
  2. «Совесть как нравственное качество личности в оценке современной молодежи».
  • психолого-педагогическое:
  1. «Невербальное общение»;
  2. «Семья: идеал и быт»;
  3. «Девственность и целомудрие»;
  4. «Развитие межличностных отношений» и др.

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов:

  1. Общетехникумовские тематические классные часы «Техникум в судьбе выпускников»;
  2. Традиционный месячник «Ведение в специальность»;
  3. Классные часы «Прими достойно эстафету;
  4. Олимпиады по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
  5. Работа в предметных кружках;
  6. Экскурсии на предприятия;
  7. «Круглые столы» по итогам производственных практик;
  8. Реализация психолого-педагогической программы «Путь к карьере»;
  9. Участие в профориентации (Днях открытых дверей) и др.

В ходе подготовки и проведения таких мероприятий самими студентами рождаются элементы состязательности, что учит их конкурентоспособности, творчества, формируются азы профессионального становления будущих выпускников, понимание смысла обучения, вырабатывается чувство ответственности за порученное дело, за коллектив, в котором студент обучается, гордость за своё учебное заведение.

На вопрос анкеты – Какими качествами должен обладать выпускник техникума, чтобы найти своё место в жизни? – сами студенты отвечают:

  • уверенностью в своих знаниях и умениях, стремлением добиваться своего, ответственностью;
  • коммуникабельностью, умением разбираться в людях, целеустремленностью, умением правильно применять полученные знания и др.

Студенты выпускных курсов поэтапно осваивают навыки в должности, профессиональной адаптации, учатся оценивать свой путь к успеху как личностно-значимый факт, способствующий удовлетворению результатами собственной активности.

По отзывам выпускников, эти тренинги значительно сокращают срок адаптации специалиста-выпускника на производстве, помогают быстрее показать себя и в полном объеме выполнять возложенные на него обязанности. А юноши старшекурсники успешно готовят себя для службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Преподаватели и студенты убеждены, что активная жизненная позиция, которую занимает юноша или девушка в стенах образовательного учреждения, несомненно, является залогом их успешной социальной практики, профессиональной карьеры, нравственного и духовного становления специалиста. А это – прямой путь к возрождению общества и государства в целом. И кому, как не им, молодым, быть в первых рядах этого движения.

За годы обучения в ССУЗе студент должен получить разнообразный опыт отношений, основанных на взаимной помощи, ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении. Этому способствуют краевой форум «Страна молодых», в работе которых постоянно принимают участие студенты образовательных учреждений СПО. Недели самоуправления преследуют цель включения студентов-активистов в организацию своих групп на участие в делах ССУЗов. Таким образом, педагогическая поддержка самореализации студентов в контексте профессиональной подготовки, сложившаяся в образовательных учреждениях это – живой организм, как улица с двусторонним движением: меняется жизнь – меняются подходы к этой работе, суть которых – научить студента адаптироваться в этой меняющейся жизни.

Проект рекомендаций краевого семинара заместителей директоров ССУЗов Алтайского края по воспитательной работе и студентов по самоуправлению «Студенческое самоуправление: инновации, проблемы и перспективы»